SBS - Дорожные сборы

При осуществлении перевозок разных товаров водителям приходится уплачивать большое количество разных сборов. В большинстве случаев это касается дорожных сборов. Для того, чтобы бухгалтер мог подтвердить обоснованность произведены расходов, он должен знать, какие платежи взимают с водителей. Для этого, мы предлагаем ознакомиться с данными видами затрат и с правилами их налогообложения и бухгалтерского учета.

Использование автомобильных дорог

Закон об автомобильных дорогах и о выполнении дорожной деятельности является базовым документом, который регламентирует использование дорог в Российской Федерации. В этом законе сказано, что все пользователи автомобильными дорогами должны пользовать только исправными транспортными средствами, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, сохранять автомобильные дороги в надлежащем состоянии и не допускать загрязнение окружающей среды. В общих правилах говорится о том, что водителя могут перемещаться по автомобильным дорогам на транспортных средствах бесплатно, но существуют исключения.

    Исключения из правил

  1. Водители должны оплачивать дорожные сборы в случае. если они передвигаются по автомобильным дорогам ТС и перевозят опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы. Поскольку такие автомобили наносят вред дорогам, то водителя должны вносить плату в счет возмещения вреда. Когда оформляется специальное разрешение на движение ТС, которое перевозит опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы, сразу же и производится оплата за возмещение вреда дорогам. Данное правило действует согласно ч.1, 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
  2. Согласно ч. 1.1 ст. 36 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности могут приниматься решения об установке оплаты за пользования автомобильными дорогами общего пользования, федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. а также частных автомобильных дорог. Но, при этом действует правило, что транспорт общего пользования освобождается от оплаты за проезд по платным участкам автомобильных дорог и платным дорогам. Исключением являются такси, маршрутные такси и автобусы, которые осуществляют перевозки в международном или междугороднем сообщении.
  3. Согласно статье 45 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности иностранные граждане и иностранные юридические лица, а также лица без гражданства, которые используют автомобильные дороги либо осуществляют дорожную деятельность в Российской Федерации, пользуются равными правами с гражданами России и несут ответственность наравне с российскими пользователями автомобильных дорог. Также, если в иностранных государствах есть взимаются дорожные сборы с российских перевозчиков, которые перевозят грузы и пассажиров на территории данных государств, то и для их граждан на территории России вводятся такие же сборы.

Рассматривая представленные нормы, можно увидеть какое количество разнообразных сборов оплачивают перевозчики в России и за границей. Также стоит уделить отдельное внимание перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Правовое регулирование данного вида деятельности также обеспечивается несколькими нормативными актами.

Перевозка нестандартных грузов

    Сегодня можно выделить два подзаконных акта регулирующих перевозку грузов:

  1. Правила возмещения вреда, который причиняют транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов. Данные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934.
  2. Правила, по которым взимается плата в счет возмещения вреда, который причиняют автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу более 12 т. Эти правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 №504.

    Для того, чтобы первый названный акт исполнялся перевозчиками Минтрансом было разработано следующее:

  1. Порядок выдачи специального разрешения для передвижения по автомобильным дорогам транспортного средства, которое осуществляет перевозку тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы (Приказ от 24.07.2012 №258);
  2. Порядок выдачи специального разрешения для осуществления передвижения по автомобильным дорогам транспортного средства, которое осуществляет перевозку опасных грузов (Приказ от 04.07.2011 №179).

Документы, которые регламентировали бы применение второго подзаконного акта на данный момент еще не выпустили. При этом правила, согласно которым взимается плата с владельцев транспортных средств, которые имеют разрешенную максимальную массу выше 12 т, вступили в силу только с ноября 2014 года. С этой даты Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности дополнили ст. 31.1, которая регулирует движение ТС по федеральным трассам, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 т. Но, положения представленной статьи не применяются к платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог.

В связи с вышесказанным возникает следующий вопрос: есть ли какая-то разница при возмещении вреда, который причиняют дорогам ТС, перевозящие тяжеловесные грузы и ТС, которые имеют разрешенную максимальную массу более 12 т? В первом случае водителя оплачивают вред, исходя из того, насколько загружено их транспортное средство (превышает предельно допустимую массу, осевые нагрузки), во втором случае вред оплачивается независимо от того, какой груз перевозится, но вред оплачивается на основании того, что максимальная масса транспортного средства больше 12 т. Ничего нет удивительного в том. что для последних ТС установили фиксированный размер возмещения вреда, который составляет 3,5 рублей за 1 км пути, который проехало ТС по автомобильным дорогам федерального назначения.

Причем этот сбор ежегодно индексируется согласно фактическим изменения индекса потребительских цен. Но бухгалтеру будет интересней понять, как осуществляются расчеты по возмещению вреда от транспортного средства, которое не везет большой груз, но все равно попадает под представленный закон о данных сборах.

Как производятся расчеты за вред нанесенным дорогам, согласно новым правилам?

Согласно новым правилам, которые были упомянуты выше система расчетов взимание платы за возмещение вреда, который был причинен федеральным трассам ТС, у которых разрешенная максимальная масса более 12 т, будет производиться по новому.

Во-первых, определят "операторы", которыми являются юридические лица или предприниматели, обладающие полномочиями по обеспечению функционирования системы взимания такой оплаты.

Во-вторых, прежде чем взимать плату, операторы должны будут заключить с владельцами ТС договоры, согласно которым они смогут предоставлять услуги по расчету платы и обеспечивать перечисление ее в федеральный бюджет, основываясь на сведениях о транспортном средстве с разрешенной максимальной массой больше 12 т.

В-третьих, для того чтобы ТС могло передвигаться по трассам на которых взимается налог, владелец данного транспортного средства обязан будет установить и включит на транспортном средстве бортовое устройство, которое предоставит ему оператор. Кроме этого, водитель ТС должен будет осуществить оператору предоплату, размер которой определяется согласно маршрута, по которому планируется перевозить транспортное средство, а также водитель должен будет внести базовый размер оплаты.

В-четвертых, во время передвижения ТС вред нанесенный им дороге будет рассчитываться согласно данным, которые были получены с бортового устройства в автоматическом режиме. В случае, когда бортовое устройство не было установлено на транспортное средство, либо оно не работает, тогда оператор должен будет рассчитать сумму оплаты вручную, согласно информации о планируемом маршруте, времени движения автомобиля и т.д., от владельца транспортного средства. В свою очередь, владелец транспортного средства должен будет передать оператору денежные средства и получить от оператора документ, который подтверждает, что водитель ТС оплатил сборы и будет осуществлять движение по запланированному маршруту.

Во втором случае у владельцев ТС всегда есть соблазн отклониться либо изменить маршрут, поскольку если на транспорте не будет установлено бортовое устройство, то проследить за нарушением будет достаточно сложно. Но, если водитель все же изменит маршрут, и не сообщит об этом оператору, то движение по неустановленному маршруту будет считаться движением без внесения оплаты, согласно которому и могут возникнуть неприятности уже у самого водителя. Нарушением, также будет считаться и движения ТС по указанному пути без оплаты водителем денежных средств оператору.

Методология проведения учета

Для того, чтобы вести бухгалтерский учет сборов за право въезжать, проезжать, перевозить грузы транспортным средством и другого транспорта, а также осуществлять подобные платежи и сборы, которые относятся к другим расходам по обычным видам деятельности. В их состав также включают расходы по уплате других сборов, в том числе и дорожных за проезд автомобилей по территории иностранных государств. Об этом идет речь в абз.6 пп.10, пп. 41 п 95 "Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте". Слово "других" .которое применяется к расходам означает, что это могут быть, как прямые, так и косвенные затраты, распределяющиеся на себестоимость услуг транспорта, которое выбирает перевозчик.

В большинстве случаев, командировочные расходы считаются, как косвенные. они не связаны с производством определенного вида продукции, услуг или работ. Вместе с тем, затраты, которые связаны со служебными поездками могут быть включены в фактическую себестоимость любого вида перевозок, которые оказывает компания. Но, делать выводы рано. /Лучше для начала обратиться к другому документу.

Согласно п. 2.29 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат .которые включены в себестоимость перевозок предприятий АТ, затраты на проезд автомобильного транспорта. а также оплата проезда по платным дорогам и разрешений, согласно которым транспорт может проезжать по временно закрытым дорогам считается производственными затратами.

Этот документ говорит о том, что одним из элементов других затрат являются дорожные сборы и платежи. К ним также относят расходы на сборы и оплату за пересечение контрольно-пропускных пунктов, пограничных переходов, за проезд по дорожным сооружениям и дорогам, за таможенные процедуры, местных регистрационный сбор, который взимают с работников предприятия, а также другие сборы, которые уплачивает предприятие во время выполнения перевозок и оказания других транспортно-экспедиционных услуг.

Таким образом, можно увидеть, что список сформулировали так, чтобы в фактическую себестоимость оказываемых услуг были включены большинство дорожных сборов. Такие затраты, согласно инструкции, относятся к статье "Общехозяйственные расходы" или "накладные расходы". Представленные затраты распределяются только между пассажирскими и грузовыми перевозками. причем они исчисляются пропорционально суммам прямых затрат, которые приходятся на каждый вид перевозок. А исходя из вышесказанного получается, что сборы ― это косвенные расходы. которые распределяются на основные виды услуг компании, которая занимается транспортными перевозками.

Согласно Закону об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, дорожные платежи и сборы в большинстве случаев касаются все же перевозок грузов. При перевозке пассажиров, необходимо будет платить только в том случае, если их перевозят по платным дорогам маршрутных такси или автобусов, которые совершают междугородние или международные рейсы.

На остальной транспорт общественного пользования налоги и сборы не распределяются, если транспорт будет ехать по платным автомобильным дорогам или участкам. Но и вряд маршрут общественного транспорта проходит по таким дорогам. А если дорожные сборы и платежи касаются только грузоперевозок, тогда не нужно распределять на перевозки пассажиров, поскольку к таким они не относятся. Справедливым будет и обратное отверждение, что сборы, взимаемые на перевозки пассажиров нет необходимости распределять на грузоперевозки.

Таким образом, выбранные учет дорожных сборов должен быть закреплен в учетной политики компании, которая осуществляет перевозку.

Налогообложение

Для того чтобы рассчитать налог на прибыль, сборы которые взимаются за право въезда, автомобильного транзита, прохода, транзита другого транспорта, а также другие аналогичные платежи и сборы необходимо отнести к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией продукции, услуг и т.д. (абз. 6 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Вышеперечисленные затраты необходимо включать в состав расходов, которые отводятся на командировки, но в случае, когда сотрудники транспортных компаний постоянно выполняют работу в пути, либо она имеет разъездной характер, тогда такие затраты можно отнести к расходам, связанным со служебными поездками. Это утверждено в ст. 168.1 ТК РФ.

Имеют ли право перевозчики во время расчета налогообложения учитывать расходы на платные дороги? Здесь необходимо разобраться с этим вопросом более тщательно. Поскольку, проезд по федеральным автомобильным дорогам, предназначенным для общего пользования и расположенным на них мостам, тоннелям, путепроводам может быть платным только в том случае, если существует бесплатный альтернативный проезд в том же направлении. Об этом говориться в п. 2 разд. 1 и п. 3 разд. 2 Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.

Если так, то согласно мнению налоговых экспертов которые проводят консультирование в данных вопросах, если организация имеет возможность подтвердить факт понесенных расходов на проезд по платной дороге документально, а также будет доказано, что такой путь был выбран целесообразно согласно экономики использования платных дорог, то такие расходы можно учитывать в составе других расходов для того, чтобы вычислить налог на прибыль. Данная информация имеет место существовать согласно Письму УФНС по г. Москве от 07.06.2012 №13-11/050285.

Можно ли как-то обосновать проезд по платной дороге, если есть бесплатная альтернатива проезда?

  1. Это может быть обосновано тем, что груз необходимо доставить в срочном порядке, поскольку у поставщика и получателя это было обусловлено в договоре.
  2. Качество дорог на платной автомагистрали значительно лучше, чем качество покрытия изъезженных бесплатных трасс, которая кроме этого может ремонтироваться на разных участках, что будет препятствовать доставке груза в нужные сроки. Кроме этого, как известно плохое качество дорог сказывается на самом транспортном средстве, поэтому, если владелец ТС хочет. чтобы оно бережно эксплуатировалось, тогда ему легче заплатить за проезд по платной дороге, чем постоянно ремонтировать или менять подвеску.
  3. Существование бесплатного альтернативного проезда не говорит о том, что он будет короче платного маршрута. В действительности, на практике бывает наоборот, и поэтому зачастую оказывается, что проехать по платной дороге будет выгодней в финансовом плане, чем проезд по бесплатной альтернативной дороге. Кроме этого плата за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектом ― это плата за то .что на данных объектах и дорогах обеспечивают повышенную безопасность и комфорт движения. Таким образом можно сказать. что данных аргументов будет достаточно для обоснования таких растрат перед ревизорами.

Что касается НДС, то бухгалтера, которые делают подсчеты за проезд по платным дорогам должны знать, что в большинстве случаев данный налог не ставится к вычету и не предъявляется. Причиной этому служит пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому данный налог не относится к объектам налогообложения . Исключением могут быть услуги, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением. Если нет такого исключения, то бухгалтер не должен удивляться НДК. которое было включено в оплату за проезд по автомобильным дорогам, прибыль от которых и получает тот самый концессионер.

Транспортное средство может проезжать по платной автомобильной дороге или платным участкам автомобильных дорог, согласно договору заключенному с владельцем данной автомобильной дороги. Причем владельцем дороги может быть индивидуальный предприниматель, иностранное или российское юридическое лицо или действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества несколько юридических лиц.

согласно концессионному соглашению одна сторона в виде концессионера берет на себя обязательство за свой счет создать либо реконструировать имущество, определенное данным соглашением (в большинстве случае это является недвижимость, в том числе и дороги). Право собственности на данное имущество принадлежит либо будет принадлежать другой стороне. Тогда как согласно концессионному соглашению, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения.

Несмотря на то. что транспортные предприятия, как и основная масса владельцев транспортных средств ― пользователи автомобильных дорог, иногда они могут являться заказчиками, которые заключают с подрядчиком договор на благоустройство участков дорог. В этом случае имеются ввиду подъездные пути, а поскольку зачастую за них никто не несет ответственности, то предприятие вынуждено вкладываться в ремонт этой части дорог, поскольку ему необходимо обеспечить проезд своих транспортных средств.

В этом случае можно воспользоваться Постановлением ФАС ЗСО от 16.02.2009 №Ф04-3301/2008(589-А27-40). Налоговые службы сочли необоснованным для целей налогообложения расходы, которые производятся для благоустройства "технологической части дороги". Вместе с тем, организация использовала такую дорогу только в производственных целях. а если бы данной дороги не было, то оно бы не могло осуществлять свою уставную деятельность и получать доход.

Таким образом, ремонтировать спорную дорогу необходимо не только из-за производственной необходимости, но и согласно требованиям техники безопасности, которые связаны с обеспечением бесперебойной работы транспортных средств и предотвращения вреда для здоровья и жизни работников данной организации. Учитывая вышеизложенную информацию, арбитражный суд отклонил довод налогового органа о том, что такая дорога у компании не находится на бухгалтерском балансе. а значит расходы на ее содержание понесены неправомерно.

В заключении хочется сказать, что как всем известно те, кому поручено следить за качеством дорог делают это зачастую ненадлежащим образом, что в большинстве случаев и приводит к ДТП. Оказывается, что в случае возникновения ДТП по данной причине, можно взыскать ущерб с органов местного самоуправления, которые не обеспечили надлежащее состояние дорожного покрытия.

Контакт

СтройБизнесСервис

  • Московская область
    г. Химки 141407
  • ул. Молодежная, д. 30
  • т 8 800 250-251-1
  • т 8 495 793 27 65
  • Напишите нам
обратная связь
<.php>